Меню сайта
Форма входа
Гос услуги
Архив записей

Основные направления работы по профильной и предпрофильной подготовке


Основные направления работы по профильной и предпрофильной подготовке

 

Подросток (11-15 лет)

Старшеклассник (15-17 лет)

Психологические особенности возраста

Это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии "настоящих мужчин”, обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессия "настоящих женщин”, обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы "настоящих взрослых”. Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. В 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного "Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профли-цеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Задачи

  • изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
  • получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • получить информацию о правилах выбора профессии;
  • осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • освещение сторон личности: самооценка, интересы, склонности, способности, темперамент;
  • знакомство с четырехъярусной классификацией профессий, что поможет вам составить формулу профессии—мечты;
  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые тоже необходимо учитывать при выборе профессии;
  • анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
  • осознание необходимости построения жизненных перспектив;
  • осознание желаний и соотнесение их со своим будущим; соподчинение целей;
  • развитие произвольного удержания одной и нескольких целей для решения поставленной задачи;
  • осознание постановки жизненно важных задач в виде схем будущих перспектив;
  • разработка способов и путей их достижения; определение частных (сопутствующих) целей на пути достижения важных целей;
  • активизация процессов целеполагания;
  • отработка умений постановки реальных, достижимых целей; определение жизненно важных планов и программ;
  • отработка умений позитивного отношения к своему будущему; активизация поиска средств и способов для успешного достижения цели;
  • осознание своей жизненной позиции;
  • развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной самооценки, отработка навыков положительного отношения к себе;
  • осознание своего внутреннего состояния, повышение способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;
  • выработка навыков анализа условий для достижения целей, критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели.

Формы работы

1.     Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час, один раз в два месяца);

2.     Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);

3.     Тематическая неделя по профориентации (игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет );

4.     Целевые экскурсии на предприятия

5.     Городские и школьные предметные олимпиады;

6.     Участие в общешкольных предметных неделях;

7.     Кружковая работа;

8.     Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся;

9.     Конкурсы рисунков и сочинений.

1.     Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений Сотрудничество с Отделом

2.     Встречи с профессионалами (форма проведения – вопрос-ответ, один раз в четверть);

3.     Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час, один раз в два месяца);

4.     Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);

5.     Тематическая неделя по профориентации
(игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет);

6.     Проведение конкурсных программ;

7.     Конкурс сочинений "Моя будущая профессия”

8.     Целевые экскурсии на

9.     Научно-исследовательская работа учащихся;

10. Знакомство с образовательными услугами города и района;

11. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации;

12. Социологический опрос учащихся

Предполагаемый результат

Формирование у выпускника школы профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания, обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению

 

Поиск
Электронный журнал
По вопросам работы электронного журнала обращаться по телефону +79504129276

в рабочие дни с 16-00 до 20-00

Перейти в ЭлЖур

Инструкция по работе с дневником
Пропускная система
75 лет Победы
Год памяти 2020
ПДД
СибГУ
КИПК

Copyright Лицей №10 © 2020
Бесплатный хостинг uCoz