Меню сайта
Форма входа
Гос услуги
Архив записей

Цветок

Урок «Цветок и его строение»

Цели: Сформировать у учащихся знания  о цветке , как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок; Дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях, научить составлять формулы цветка.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений

Ключевые слова и  понятия: генеративный орган растения, цветок, как укороченный видоизмененный побег, венчик, чашечка, околоцветник, тычинки, пестики, однодомные и двудомные, однополые ,обоеполые и др.

 

Ход урока

I.                  Актуализация знаний.

1.Что называют побегом?

2.Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка?

II. Изучение нового материала

Беседа с учащимися

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?

*Цветки образуются только у цветковых растений.

- На предыдущих уроках мы часто говорили  о цветковых растениях. Вспомните, какие растения называются цветковыми?

*Растения которые образуют цветок

-  Мы знаем, что большинство наших цветковых растений средней полосы образуют цветки практически каждую весну или каждое лето. А все ли цветковые растения цветут регулярно?

*Цветковыми  растениями являются даже те, которые цветут хотя бы один раз в жизни.

- Какие растения могут цвести только один раз в жизни?

*Например бамбук. После цветения он погибает.

 

Давайте теперь попробуем дать определение, что такое цветок, подумав какова основная функция цветка

*Из цветов образуются плоды, в которых созревают семена.

-Каким органом в связи с выполняемыми функциями является цветок?

*Цветок – генеративный (репродуктивный) орган растения.

Рассказ  с элементами беседы

Вспомните, какими разными бывают цветки разных растений. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни собраны в пышные соцветия, а другие распложены одиночно. Тем не менее у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.

 

У цветка есть вспомогательные части (венчик и чашечка) и главные (тычинка и пестик).

Самая яркая и заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает окрашен в разные цвета.. Венчик состоит из лепестков.

Если лепестки не срастаются между собой, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков. Такой венчик называется раздельнолепестной. Если лепестки венчика срослись между собой, такой венчик называется сростнолепестной. Лепестки могут срастаться на всем протяжении или только у основания.

ВЕНЧИК

Раздельнолепестной

Сростнолепестной

Лепестки не срастаются между собой

Лепестки срастаются между собой

Лютик, вишня, яблоня. Ветреница

Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен, картофель

 

- Какова основная функция венчика?

*Основной функцией яркоокрашенного венчика является привлечение насекомых–опылителей.

 

Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.

ЧАШЕЧКА

Раздельнолистная

Сростнолистная

Листочки чашечки несросшиеся

Листочки чашечки срослись между собой

Герань, роза

Гвоздика, вьюн полевой

 

 

Чашечка, как правило окрашена в зеленый цвет. Для чего она нужна цветку?

*Защищает внутренние части цветка.

 

Совокупность чашечки и венчика называется околоцветником. Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой околоцветник называют двойным (горох, примула, фиалка, герань). Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называется простым. (лилия, тюльпан, вороний глаз)

 Рассказ с элементами беседы.

Почему околоцветник получил такое название?

*Потому. Что он как бы окружает основные части цветка.

- В чем состоит основная функция цветка?

*Это генеративный орган. Это значит, что основная функция цветка состоит в образовании плодов и семян, то есть в размножении.

 Но не чашечка не венчик в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинка и пестик.

Давайте более подробно разберемся в строении основных частей цветка

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльников развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цвета различно.

Пестик состоит из трех частей. Верхняя часть песика – рыльце- приспособлено для удержания на нем пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Нижняя, расширенная часть пестика – завязь. Внутри ее находятся семязачатки. Из семязачатков после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего образуется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаще всего встречаются цветки с одним пестиком.

В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики (один или несколько). Такие цветки называются обоеполыми. Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным или мужским. Графически это обозначается так: ♂. Если в цветке имеются только пестики, такие цветки являются пестичными, или женскими. Графически это обозначается так: ♀.

В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. Простой околоцветник обозначается буквой О. Чашелистики – Ч, лепестки –Л, пестик – П, тычинка –Т , рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов более 12, то пишут не их точное количество, а значок ∞. Если элементы цветка срослись, то соответствующее число сросшихся частей пишут в скобках.

Задание №1 Самостоятельно составить формулу цветка со слайда.

Задание №2. Пользуясь текстом учебника §28, ответить на вопрос, какие растения являются однодомными, а какие двудомными. Приведите примеры.

Задание №3 По изученным классификациям дать характеристику цветков предложенных на слайде.

 

Затем вместе со всем классом решаем тест.

 

II.               Домашнее задание

§28. В Рабочей тетради 93 и 94. Решить кроссворд.

Поиск
Электронный журнал
По вопросам работы электронного журнала обращаться по телефону +79504129276

в рабочие дни с 16-00 до 20-00

Перейти в ЭлЖур

Инструкция по работе с дневником
Пропускная система
75 лет Победы
Год памяти 2020
ПДД
СибГУ
КИПК

Copyright Лицей №10 © 2020
Бесплатный хостинг uCoz